Зарубежная архитектура |
1 14
Во все времена развитие архитектуры и ее видоизменения происходили сообразно с национальными особенностями народов и определялись в разные исторические эпохи социально-экономическими условиями жизни этих народов, особенностями их быта, природно-климатическими факторами, развитием техники, а также их общим культурным уровнем и духовными запросами. Из достижений архитектуры рабовладельческих государств наибольший интерес представляет зодчество древних племен Месопотамии, египтян, греков и римлян.
Развитию
Строительное искусство Месопотамии|Греческая культура|Парфенон в афинском Акрополе|Жилища греков|Фасад Колизея|Гардский мост |Ансамбль Соборной площади в Пизе|Реймский собор|Палаццо Ручеллаи во Флоренции|Церковь Джезу|Башня Эйфеля в Париже|Зал столетий во Вроцлаве
Древнего Египта благоприятствовало расположение его на берегах реки Нил, которая давала людям пищу, строительный материал и служила удобным средством сообщения.
Но река требовала также много забот — устройства дамб, прокладки каналов
для отвода воды на поля и т. д., что положительно сказалось на
становлении строительного искусства в Египте. Для зодчества Древнего
Египта характерно появление различных типов жилых, общественных и
культовых зданий, в которых ярко выражена классовая структура
рабовладельческого строя. Сосредоточение власти, а также материальных
ресурсов и даровой рабочей силы в руках господ, грубая и откровенная
эксплуатация рабов наложили отпечаток и на архитектуру того времени.
С одной стороны, возводились монументальные высокохудожественные здания и
сооружения для людей «высшей породы», властвующих «избранников», с
другой-примитивные, убогие, лишенные самых необходимых утилитарных
качеств постройки для им подвластных. Такой контраст, зародившийся в
пору рабовладения, стал отличительной чертой зодчества и в последующие
времена в классово-антагонистическом обществе, когда архитектура
использовалась в качестве сильного средства идеологического угнетения,
подавления сознания неимущих классов в целях укрепления и возвеличивания
власти эксплуататорской верхушки общества.
Мастаба в Гизе (рис. 1)
В Древнем Египте это воплощалось прежде всего в монументальных каменных дворцах и культовых сооружениях — храмах, гробницах и особенно в пирамидах, которые своей архитектурой должны были создавать впечатление таинственности, загадочной силы, подчеркивать величие и мощь владык.
Что же касается жилищ низших классов, то они строились главным образом из дерева, глины, кирпича-сырца, поэтому до нашего времени не сохранились, и о них можно судить только по изображениям на памятниках и произведениях искусства.
На архитектуру древнеегипетских культовых сооружений периода Древнего царства (30 — 24 вв. до н. э.) — мастаба и пирамиды — значительный отпечаток накладывала вера древних в загробную жизнь.
Мастаба (рис. 1) представляла собой холм в виде усеченной пирамиды (либо сооружение с асширяющимися книзу стенами) из камней или песка, облицованной кирпичом или каменными плитами, и состояла из наземной части — молельни и подземной — склепа для мумий.
На стенах склепов высекались рельефы с изображением предметов, необходимых для потусторонней жизни. Размер сооружения соответствовал социальному положению захороненного.
Пирамиды — «дома вечности» — строились грандиозных, даже по современным представлениям, размеров с более сложными, чем мастаба, планировочными решениями, с поребальными залами, коридорами и другими помещениями.
Культовое назначение пирамид, не направленное на удовлетворение реальных потребностей, отображало строй жизни рабовладельческой деспотии. Грандиозность
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
Некрополь в Гизе. (рис.2)
Высота ее 147 м, стороны квадратного основания — 233 м. Возведена пирамида из отесанных и плотно пригнанных камней, достигающих 30 тонн весу Рис. 3. Храм Ментухотепов в Деир-эль-Бахри.
Наружные и внутренние поверхности ее облицованы гранитом и известняком. Эта пирамида, а также расположенные вблизи ее пирамида Хефрена, пирамиды цариц, заупокойные храмы, мастаба придворных фараона и другие строения образуют величественный архитектурный ансамбль (рис. 2).
С ослаблением власти фараонов и ростом экономического и политичекого господства жрецов сооружению пирамид стали уделять меньше внимания, а храмам, наоборот, больше. При их возведении впервые применяют колонны, напоминающие по форме пальмы, лотосы и другие растения. Впоследствии появляются культовые постройки в виде гробниц, высеченных в скалах.
В период Среднего царства (21—18 вв. до н. э.) фараоны, стремясь утвердить незыблемость своей власти, в подражание владыкам прежних времен возобновили строительство пирамид, сочетая их со скальными гробницами, а позже, в 16—11 вв. до н. э. (Новое царство), стали сооружать роскошные наземные храмы, украшенные портретными скульптурами и живописью, с колоннадами *, портиками **, массивными пилонами ***.
Замечательным творением зодчих этого периода является храм-гробница Ментухотепов в Деир-эль-Бахри (около 20 в. до и. э. — рис. 3).
Характерной особенностью сооружения является оригинальная организация внутреннего пространства.
В нем применено анфиладное **** расположение помещений с чередованием колонных залов с дворами, что оказывало сильное зрительное воздействие на участников религиозных процессий. В ансамбле храма мастерски использовано природное окруяжение — рельеф скал, зелень.
Новым в архитектурно-конструктивном решении зданий и сооружений Древнего Египта стало применение стоечно-балочных систем, включающих колонны с архитравами *****, которые получили название про-тодорических и были развиты в последующие века в архитектурные ордера.
Зодчие Древнего Египта решили также задачу перекрытия больших помещений, разработали некоторые приемы регулярной застройки городов, возведения архитектурных ансамблей, чем внесли большой вклад в строительное искусство.
* Колоннада — ряд колонн, поддерживающих один общий антаблемент (см. ниже в тексте). ** Портик — открытая колоннада, установленная у наружной части стены. *** Пилон — вход в храм с двумя глухими (обычно суживающимися кверху) по бокам участками стены; массивный участок, служащий одной из опор купола, крестового свода и т. п. **** Анфилада — ряд сообщающихся, %Fи монументальность этих сооружений, подчеркнутая геометричность монолита, подавляющего человека своим величием, как бы утверждали сверхчеловеческое могущество фараона.
Для нас же пирамида — наглядное свидетельство могущества человеческого труда. Безликий раб, выполняя волю тирана возвеличить его, соорудил бессмертный памятник себе.
п Самая крупная из известных пирамид — пирамида Хеопса в Гизе. Построена она около 2800 г. до н. э.
Последние новости
|
|