Главная arrow Перегородки arrow Архитектура СССР


Архитектура СССР

Ведущими в архитектурно-художественном облике сегодняшних общественных зданий стали простота их объемов, четкое тектоническое построение фасадов, легкость форм, обилие света и цвета, широкое использование стекла, алюминия, пластмасс, фактуры бетона — эстетических свойств, заложенных в этих материалах. Предметом творческих поисков зодчих нашей страны является создание типовых проектов общественных зданий, отвечающих материальным и культурным потребностям социалистического общества, соответствующих быту советского народа и принципам марксистско-ленинской эстетики. Наряду со строительством по типовым проектам в стране воздвигнуто значительное количество уникальных зданий и сооружений общественного назначения: Кремлевский Дворец съездов (архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, Н. М. Шепетильников, инж. Г. Н. Львов и др., 1961 г.); гостиница «Юность» в Москве (ар¬хитекторы Ю. В. Арндт, Т. Ф. Баушева, инж. Н. А. Дыховичная и др., 1961 г.); пионерский лагерь «Морской» в Новом Артеке (архитек¬торы А. Т. Полянский, Д. С. Витухин, Н. Е. Гиговская, инж. Ю. В. Рац-кевич, 1961 г.); Дворец спорта в Киеве (архитекторы М. И. Гречина, А. И. Заваров, инж. В. И. Репях, 1960 г.); киноконцертный зал в Харькове (архитекторы В. С. Васильев, Ю. А. Плаксиев, В. А. Реусов, инж. Л. Б. Фридган, 1963 г.); станции метро, построенные за последние годы в Москве, Ленинграде, Киеве.
Рис. 49. Киноконцертный зал «Украина» в Харькове.
 

Рис. 49. Киноконцертный зал «Украина» в Харькове.

 

Во всех этих сооружениях утилитарные свойства сочетаются с высокими художественными качествами и новаторским инженерно-техническим решением. Они достойно представляют современный этап развития архитектуры и свидетельствуют о существенной перестройке' отечественной архитектуры за последние годы, о новой направленности творчества советских зодчих. В качестве примера рассмотрим возведенный в Харькове киноконцертный зал «Украина» (рис. 49).
 
Примечателен он общностью архитектурного и конструктивного решения, а также удачным применением прогрессивных конструкций и материалов. Основным планировочным элементом здания является зрительный зал вместимостью 2100 чел., предназначенный для концертов, собраний и демонстрации кинофильмов. В нем впервые в практике отечественного строительства гражданских зданий применено вантовое покрытие, выполненное в виде армоцементной тонкостенной оболочки двоякой кривизны, подвешенной к системе несущих и стягивающих тросов. Нагрузки от оболочки воспринимаются парой наклоненных под разными углами к горизонту железобетонных параболических арок, уложенных на две опоры. Во внешнем убранстве здания использованы новые отделочные материалы и элементы декоративно-прикладного искусства — легкое стеновое ограждение в виде витражей из цветного стекла с накладками из алюминия, тематические панно на портале главного фасада из цветных керамических плиток и др. Такое оформление киноконцертного зала в сочетании с его оригинальной формой придает зданию особую выразительность. Величественным сооружением нашего времени является Кремлевский Дворец съездов. Рис. 49.
 
Киноконцертный зал «Украина» в Харькове. По своему функциональному многообразию, по степени удобств, сочетанию высоких художественных качеств и новаторских инженерно-технических решений сооружение не имеет себе равных ни в отечественном, ни в мировом зодчестве.Величественность и монументальность Дворца достигается не грандиозными внешними размерами, сложными членениями или украшением различными архитектурными деталями, а лаконичностью объема, масштабностью его частей, строгостью архитектурных форм, умелым подбором и сочетанием строительных материалов. Основой прямоугольного в плане здания является зал заседаний (зрительный зал) вместимостью 6 тыс. чел., над которым расположен банкетный зал, рассчитанный на 2,5 тыс. посадочных мест. Кроме них, во Дворце насчитывается свыше 800 различных по величине помещений, функционально увязанных между собой. Три основных фасада сооружения, обращенные к площади и улицам Кремля, решены единым композиционным приемом, основой которого служат ритм пилонов, чередующихся с лентами оконных проемов, заполняющих все пространство между пилонами снизу доверху. Облицованные белым мрамором с рифленой поверхностью пилоны на темном фоне зеркальных стекол создают глубокий рельеф.