Главная


Архитектура СССР

 

На плоских крышах спальных корпусов устроены трельяжи, солярии, цветники, которые подчеркивают специфику сооружения и усиливают связь его архитектуры с природой. Наружная архитектура всего комплекса лаконична и в то же время выразительна благодаря привлекательности фасадов, а также гармоничному сочетанию объемов спальных корпусов и расположенного между ними лечебного корпуса. Этим санаторий выгодно отличается от многих других санаториев рассматриваемого периода, воздвигнутых под влиянием бытовавших в те годы тенденций монументальности и помпезность и композиций, эклектичности архитектурных форм и т. п. (санаторий им. С. Орджоникидзе в Сочи, 1937 г., архит. И. Кузнецов; санаторий «Красная Москва» в Сочи, 1938 г., архит. Б. Ефимович).
 
Рис. 43. Павильон Советского Союза на Международной выставке в Париже.
Рис. 43. Павильон Советского Союза на Международной выставке в Париже.
 
Архитектура молодого Советского государства достойным образом представлялась и за рубежом — на международных выставках в Париже и Нью-Йорке. Павильон Советского Союза на Парижской выставке 1937 г. (архит. Б. М. Иофан, скульптор В. И. Мухина — рис. 43) — одно из талантливых произведений отечественного зодчества, ярко выражающее своим образом устремления свободного народа. Это исключительно целостное по форме и необычайно ясное по своей идейно-художественной направленности сооружение. Композиция павильона, имеющего вид узкого удлиненного объема, в некоторой мере была определена формой и размерами земельного участка, отведенного под застройку — узкого с уклоном, расположенного вдоль берега Сены.
Вытянутому прямоугольному объему сооружения авторы проекта придали ступенчатую в направлении к главному фасаду форму. Нарастающий в силуэте здания взлет уступов завершается с фасадной стороны павильона стройным пилоном с гигантской скульптурной группой из нержавеющей стали юноши-рабочего и девушки-колхозницы, поднявших, как знамя, серп и молот — эмблему свободного труда.
 
Такая композиция придает зданию необыкновенную динамичность, выражающую силу идей социализма. Сооружение исключительно масштабно, в нем удачно найдены пропорции и соотношения размеров павильона и скульптурной группы, а органическая связь между ними делает этот памятник примером подлинного синтеза скульптуры и архитектуры. Павильон СССР на Международной Парижской выставке по праву вошел в ряд значительных произведений советского зодчества. Завоевания Октября способствовали бурному развитию культуры и искусства угнетенных при царизме народов. За сравнительно небольшой срок значительных успехов достигла архитектура братских республик, многообразная по своим национальным формам и единая по социалистическому содержанию. К числу наиболее значимых общественных зданий, сооруженных в союзных республиках, относятся здание Верховного Совета Украинской ССР в Киеве (архит. В. И. Заболотный, 1936—1939 гг.), театр оперы и балета (архит. А. И. Таманян, 1926—1939 гг.) и Дом правительства в Ереване (архит. А. И. Таманян, 1926—1940 гг.), Дом правительства Грузинской ССР (архитекторы В. Д. Кокорин и Г. И. Лежава, 1938 г.) и др.
Здание Верховного Совета УССР (рис. 44)

Здание Верховного Совета УССР (рис. 44)

Здание Верховного Совета УССР (рис. 44) имеет довольно простую композицию, в основе которой лежит высокий, восьмиугольный в плане, перекрытый остекленным куполом зал заседаний. Зал функционально связан с окаймляющими его служебными помещениями. Архитектура здания строга и лаконична. Фасады решены в простых архитектурных формах с применением ордера; во внутреннем убранстве — лепке, росписи и т. п.— широко использованы мотивы украинского национального декоративного искусства. Удачно решенный объем сооружения хорошо вписывается в окружающий парковый массив — одно из прекраснейших мест столицы Украины. Рис. 43. Павильон Советского Союза на Международной выставке в Париже. Рис. 44. Здание Верховного Совета Украинской ССР и Киеве. Многообразие архитектурных форм представлено на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 г. в Москве, где было сосредоточено 230 сооружений, образы которых пронизаны идеями торжества социалистического труда и дружбы народов.