Русская архитектура

Адмиралтейство в Петербурге.(рис. 34)
Адмиралтейство в Петербурге.(рис. 34)
 
Колонном зале Дома Союзов в Москве (бывшее здание Благородного собрания 1784 г.) с огромным (25 X 40 м>40 м) прямоугольным залом, предназначенным для балов и празднеств. Несмотря на то, что основные конструкции зала, кроме кирпичных стен, выполнены в дереве (колонны, отделанные искусственным мрамором, фермы, подвешенный к ним зеркальный свод с распалубками и др.), он поражает своей парадной торжественностью и исключительными акустическими качествами. Второй период развития архитектуры русского классицизма, достигшего наивысшего расцвета в начале 19 в., знаменателен творчеством талантливых зодчих Петербурга А. Н. Воронихина (Казанский собор 1811 гг., Горный институт — 1806—1811 гг.), А. Д. Захарова  (Адмиралтейство — 1806—1823 гг.), Тома де Томона (здание Биржи — 1805-1810 гг.) и др. Адмиралтейство в Петербурге.(рис. 34) Адмиралтейство (рис. 34) — исключительный пример того, как простыми архитектурными приемами и средствами (сочетанием немногих повторяющихся элементов, тонко найденными пропорциональными отношениями параметров объема и др.) можно достигнуть единства, парадности и торжественности в облике сильно вытянутого по фронту (400 м) здания. Вся архитектура этого изумительного здания подчинена градостроительным задачам — оно является композиционным центром, связывающим в единый ансамбль примыкающие к нему площади и проспекты. Главный фасад Адмиралтейства расчленен на несколько крупных объемов с самостоятельными осями симметрии. По центральной оси на пьедестале в форме куба, прорезанном аркой главного входа, расположена башня, увенчанная гигантским золотым шпилем. От этой оси в обе стороны отходят объемы, решенные в простых формах, которые переходят в богато оформленные фланги здания. Фланги здания имеют трехчастную композицию со своими осями симметрии — средняя часть с двенадцатиколонным сильно выступающим портиком и боковые шестиколонные портики. Талантливо с использованием тех же композиционных приемов, что и на главном фасаде, решены боковые фасады и торцы корпусов, выходящих на Неву (план здания, имеющий вид двух гигантских букв П, вдвинутых одна в другую, образуют два параллельных корпуса, обращенных открытой стороной к реке). Одним из важнейших художественных средств, примененных в архитектурном решении здания Адмиралтейства, является скульптура, которая в значительной мере усиливает общую пластичность сооружения, делая его образцом единства архитектуры и скульптуры. Простота, строгость и ясность форм характерны также для монументального здания Биржи. Сооружение это в комплексе с могучими ростральными колоннами *, у подножья которых расположены гигантские статуи морских божеств, композиционно связало все объекты, возведенные на обоих берегах реки на стрелке Васильевского острова. Здания Адмиралтейства и Биржи вместе с комплексами Зимнего дворца, Петропавловской крепости и других строений на берегу Невы составляют один из самых замечательных ансамблей мирового зодчества.
* Ростральная колонна — триумфальная колонна, украшенная рострами (носами кораблей).