Русская архитектура

  Зданиям этих архитекторов присущи основанные на классических ордерах простота и строгость объемно-планировочных схем, четкость и ясность архитектурных форм, сдержанность в применении декоративных элементов и деталей. Большие успехи в этот период достигнуты в области реконструкции и планировки городов. По размаху градостроительства Россия далеко опередила другие европейские государства: реконструкции подверглись многие города и населенные места. Применяя регулярную систему, русские мастера избегали свойственного Западу схематизма, чисто геометрической планировки, широко использовали национальные традиции, умело сочетали планировку с особенностями рельефа местности и окружающей природы. При планировке они мастерски вписывали в общий план исторически сложившиеся системы застройки, памятники архитектуры и др. Площадям обычно придавали простую форму и застраивали их главным образом административными и общественными зданиями, а также капитальными каменными домами дворян и богатого купечества. Улицы делали прямыми и широкими. Прямоугольная сетка улиц в большинстве городов удачно сочеталась с радиальной. При планировке улиц, в том числе в провинциальных городах и сельских местностях, широко использовались «образцовые проекты». Однако такое ансамблевое строительство проводилось только в центральных районах; окраины по-прежнему бессистемно застраивались убогими деревянными и глинобитными домами бедноты, в чем сказалась классовая ограниченность градостроительства. Лучшими творениями зодчества раннего классицизма являются здание Петербургской академии художеств, построенное по проекту А. Ф. Кокоринова при участии Валлена Деламота в 1764—1788 гг.; произведения В. И. Баженова — выстроенный в 1784—1786 гг. дом Пашкова в Москве (в настоящее время один из корпусов Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина) и неосуществленный проект грандиозного Кремлевского дворца в царской резиденции в Царицыне; Московский сенат в Кремле (1776—1787 гг.) (теперь здание Верховного Совета), нынешний Колонный зал Дома Союзов (1784 г.), Голицынская больница в Москве (1796—1801 гг.), выстроенные М. Ф. Казаковым; Таврический дворец в Петербурге (1789 гг.) И. Е. Старова; Камеронова галерея в Царском Селе (1783—1786 гг.) и дворцово-парковый ансамбль Павловска (1782—1786 гг.) Чарльза Камерона; Смольный институт в Петербурге (1806—1808 гг.) Джакомо Кваренги и др. Среди немногочисленных сохранившихся произведений В. И. Баженова особо выделяется дом Пашкова (рис. 32) — одно из красивейших зданий Москвы. Он отличается исключительной композицией и изумительными пропорциями. Фасад дома имеет типичное для многих русских усадебных дворцов того времени объемное построение — членение здания на три объема.
Голицынской больницы в Москве (рис. 33)
Голицынская больница в Москве (рис. 33)
 
Центральный трехэтажный объем и связанные с ним посредством многэтажных галерей двухэтажные боковые объемы оформлены разными ордерами. При этом чем выше по фасаду здания расположен ордер, тем он стройнее и изящнее. Этим подчеркивается нарастающая к центру динамичность силуэта здания. Боковые объемы здания приземистые, оформлены портиками ионического ордера грузных пропорций. Портик центрального главенствующего объема более тонких пропорций и поднят на рустованном цокольном этаже. Центральный объем, кроме того, увенчан ротондой * с колоннами тонких пропорций. Здание это сильно пострадало во время пожара 1812 г. и восстановлено в несколько искаженном виде. И все же оно остается одним из примечательных в Москве. Поставленный на холме дом, особенно его центральная часть, хорошо воспринимается с различных сторон, выглядит величаво и свидетельствует о высоком композиционном мастерстве автора, его таланте как градостроителя. При проектировании зодчий здесь подошел к отдельному зданию, как к составной части ансамбля. Наиболее заметный след в истории архитектуры конца 18 в. оставил замечательный зодчий, сочетавший в себе талант художника и инженера, М. Ф. Казаков. В отличие от зданий В. И. Баженова произведения М. Ф. Казакова дошли до наших дней в большом количестве и в хорошей сохранности. Архитектура его творений отличается строгостью общей композиции, логичным выявлением в наружных формах внутренней структуры здания, сдержанностью архитектурных форм. Сооружением, в котором наиболее ярко проявился широкий диапазон мастерства зодчего, считается здание Сената в Московском Кремле. Помимо блестящего архитектурного решения, в нем применена технически смелая конструкция кирпичного купола диаметром около (наибольшего в те годы в Европе) толщиной всего в один кирпич, которым увенчан цилиндрический объем зала заседаний. Голицынская  больница в Москве (рис. 33) Среди общественных сооружений М. Ф. Казакова выделяется ансамбль  — усадьба с открытым парадным двором — курдонером ** и парком, расположенным за центральной частью корпуса на склоне Москва-реки. Доминирующим в композиции здания является его центральный объем с портиком, за которым размещен торжественный купольный зал-ротонда, являющийся лучшим об разцом интерьера классицизма. Купол органически связан как с внутренним пространством зала, так и с наружной архитектурой всего здания — пример единства наружных форм и внутренней структуры здания, единства художественного и технического замысла. Большое мастерство М. Ф. Казакова в создании интерьеров зданий особенно проявилось в одном из лучших творений зодчего — известном
* Ротонда — круглое в плане строение, обычно перекрытое куполом. ** Курдонер —парадный двор, образуемый выступающими боковыми объемами здания П-образной в плане формы.