Русская архитектура

Несмотря на это, здание воспринимается как цельное неповторимое архитектурное произвеение, в котором воплощены традиции и художественные идеалы русского народа. Русское искусство, столь расцвевшее в 16 в., в начале 17 в. претерпевает временный упадок, вызванный нашествием на московские и новгородские земли поляков и шведов. После изгнания интервентов строились преимущественно небольшие, но богато декоративно оформленные здания. Широко применялось отвечающее вкусам заказчиков — бояр и купцов — украшение построек, как культовых, так и гражданских, большим количеством разноообразных деталей из белого камня на фоне красных кирпичных стен, что в некоторых случаях приводило к дроблению архитектурных форм, потере выразительности и монументальности, свойственных сооружениям предшествующего столетия. С середины 17 в. значительных успехов добиваются русские зодчие в области строительной техники, в частности, в производстве строительных материалов и возведении экономичных конструкций. В больших количествах и высокого качества изготовляются кирпич, особенно лекальный (фигурный), керамика, в том числе цветная, изделия из белого камня, сборные деревянные детали для домов и др. Более эффективными становятся конструкции зданий — уменьшается толщина стен, увеличиваются перекрываемые пролеты, прямоугольные проемы заменяются арочными, чаще применяются стекло для освещения вместо слюды, железные кровли вместо тесовых и черепичных. Конец 17 в. ознаменовался новым подъемом русской культуры и искусства, вызванным укреплением могущества государства и налаживанием связей с другими странами. Наряду с культовыми сооружениями возводятся монументальные гражданские здания для привилегированного общества, причем на архитектуру такого рода зданий оказывают влияние тенденции, характерные для культовых сооружений, а у последних, наоборот, появляются черты архитектуры светских зданий. Строятся в большом количестве дворянские и купеческие усадьбы с каменными домами-палатами, домовыми церквями и другими службами. Несмотря на сравнительно небольшие размеры этих построек, при их возведении использовались формы и приемы, характерные для больших сооружений, что в некоторых случаях приводило к утрате цельности архитектурного облика зданий. Так, фасады обильно украшались орнаментом из кирпича, проемы обрамлялись множеством декоративных арок, пышными наличниками,мелкоразмерными колоннами, фронтонами и т. п. Что же касается монументального строительства, то в этот период были созданы неповторимые образцы русской национальной архитектуры. * Кокошник — декоративное оформление стен, сводов, барабанов профилированными  арками (часто заостренными) с заполненным архитектурными деталями полем.  На русское зодчество оказал определенное влияние процветавший тогда в некоторых странах стиль барокко, хотя в России он был самобытным: в нем нашли отражение передовые веяния и многовековой опыт отечественной архитектуры, благодаря чему этот стиль обогатил национальную русскую архитектуру и послужил дальнейшим шагом па пути ее развития. Интересным памятником раннего русского барокко является церковь Покрова в Филях под Москвой (1690—1693 гг.— рис.30), отличающаяся необычной легкостью и стройностью силуэта, устремленного ввысь и хорошо вписанного в окружающую природу, а также изяществом тонко проработанных белых архитектурных деталей на красном фоне стен. Из гражданских зданий этого периода заслуживают внимания монастырские трапезные — большие, с развитыми оконными проемами залы без внутренних опор, перекрытые сводами. Например, трапезная Троице-Сергиева монастыря (1668—1692 гг.) площадью 500 м2 перекрыта цилиндрическим сводом, пролет которого составляет 15 м. Трапезные, как правило, имели богато декорированные ордерными мотивами и отделанные в шашку фасады (трапезные Новодевичьего и Троице-Сергиева монастырей и др.).
Наряду с гражданскими и культовыми зданиями создаются промышленные сооружения, такие как Монетный, Хамовный (Полотняный) и другие дворы. В Москве был воздвигнут первый каменный мост длиною 150 м. В Москве, Туле и других городах Русского государства возводятся металлургические, металлообрабатывающие и другие заводы. Большие успехи зодчества периода Российской империи (18 — первая половина 19 вв.), как и всей русской экономики и культуры в целом, связаны с деятельностью Петра I. В его царствование, в частности, было значительно расширено производство кирпича и других строительных материалов и изделий, стандартизовалось их изготовление; были введены различные законоположения, инструкции и кодексы по строительству; началась систематическая подготовка архитектурных кадров, издание литературы по строительству и архитектуре, а также изучение опыта зарубежного строительства; в Россию стали приглашать западноевропейских зодчих. Крупным вкладом в сокровищницу русского и мирового зодчества было возведение Петербурга с его ансамблями, общественными зданиями, городскими и загородными дворцами, улицами, парками.