Главная arrow Главная arrow Русская архитектура

Главная
Структура зданий
Строительная физика
Детали скатных крыш
Общественные здания
Жилые здания
Основания и фундаменты
Фундаменты
Стены
Что такое перекрытия
Балочные перекрытия
Железобетонные балки
Детали балочных перекрытий
Панельные перекрытия
Монолитные перекрытия
Полы
Лестницы
Полы с деревянным покрытием
Скатные чердачные крыши
Перегородки
Каркасные перегородки
Кровля скатных крыш
Деревянные кровли
Планировка пром. зданий
Трубопроводы и коллекторы
Резервуары
Конструкции пола
Монолитные полы
Покрытие из штучных материалов
Конструктивные элементы
Многоэтажные пром. здания
Детали фундаментов и стен подвалов
Стены из штучных камней
Однородные кирпичные стены
Стены из керамических камней
Стены из легкобетонных камней
Облегченные стены из штучных камней
Элементы и детали стен из штучных камней
Стены из крупных блоков
Стены из кирпичных блоков
Стены из силикальцитиных блоков
Детали крупноблочных стен
Стены из крупных панелей
Стены из навесных панелей
Стены из несущих и самонесущих панелей
Детали крупнопанельных стен
Дома из объемных блоков
Деревянные стены
Деревянные стены заводского изготовления
Карта сайта
Карта сайта

Русская архитектура

Строительство его осуществлялось по заранее разработанному генеральному плану, основанному на принципах регулярной планировки. Сооружение жилых домов в Петербурге велось с обязательным условием выхода их фасадов на улицу, а не в усадьбу, как это делалось раньше. Строго регламентировалась также высота домов. Новым в архитектуре Петербурга было то, что застройка его производилась не только по генеральному плану, но и по «образцовым» (типовым) проектам, в которых различались дома для именитых, зажиточных и др. Одним из первых монументальных сооружений Петербурга был собор Петропавловской крепости (1712—1733 гг.) с огромной колокольней, увенчанной 34-метровым золоченым шпилем, символизировавшим величие новой русской столицы. Характерным в этом соборе было то, что по архитектуре он больше походил на светское здание типа западноевропейских городских ратуш. Сердцем же Петербурга, символом морского могущества России стало  Адмиралтейство с его 72-метровой башней со шпилем, увенчанным кораблем (1704 г. Заново возведено зодчим И. К. Коробовым в 1732 — 1738 гг.40и перестроено затем А. Д. Захаровым). От здания, как лучи, расходятся три крупных проспекта города. Существенным отличием Петербурга от Москвы и других городов России является то, что зодчество в нем носило утилитарный характер. Строительство культовых зданий было ограничено — их возводили лишь в случаях крайней необходимости. Сдержанная и монументальная в петровскую эпоху архитектура в последующие годы под влиянием стиля барокко становится пышной и торжественной. Образцы архитектуры рус-ckoi о барокко представлены дворцовыми зданиями, дворцово-парковыми ансамблями, триумфальными арками, которые носили характер показной парадности, роскоши и должны были демонстрировать богатство и могущество русского дворянства.
Андреевский собор в Киеве
Андреевский собор в Киеве (рис. 31)
 
Крупнейшим мастером русского барокко петербургской школы был зодчий В. В. Растрелли, создавший такие памятники русской архитектуры, как Екатерининский дворец в Царском Селе (1752—1756 гг.), Зимний дворец (1754—1762 гг.) и Смольный монастырь в Петербурге (1748 — 1757 гг.), Андреевский собор в Киеве (1747—1762 гг.) и др. Особенностями внешней архитектуры зданий В. В. Растрелли, как, впрочем, и всего русского дворцового зодчества, являются большая протяженность зданий, ясность и простота их плана, членение на выступающие и западающие объемы, применение ордеров с раскрепованными антаблементами, украшение фасада скульптурами, позолоченным и белым лепным декором на цветном, чаще голубом фоне стены. Для интерьеров зданий характерно наличие парадных зал, просторных вестибюлей, а также богатство отделки.  Типичным сооружением дворцового зодчества этого периода является грандиозный по протяженности (около 500 м) Екатерининский дворец в Царском Селе. Здание его состоит из центральной части и четырех флигелей, связанных между собой в единый корпус промежуточными вставками. Дворец примыкает к большому регулярному парку, застроенному различными увеселительными павильонами. Расположенные анфиладой на втором этаже дворца парадные помещения — огромные залы — имеют большую ширину и двухстороннее освещение, а некоторые устраивались и двусветными, то есть имеют два яруса оконных проемов. Стены и потолки помещений отделаны золоченой резьбой, картушами, вензелями и т. д. Андреевский собор в Киеве (рис. 31) Великолепен по национальному колориту динамичный, парящий над днепровскими кручами на высоте более ста метров над уровнем реки бело-голубой Андреевский собор в Киеве (рис. 31). Это произведение В. В. Растрелли, помимо своих изумительных художественных качеств, имеет большое градостроительное значение благодаря исключительно удачной постановке на местности. Откуда ни посмотришь на храм — с близкого ли расстояния, находясь у подножья горы, вдалеке от нее,— отовсюду он поражает удивительной стройностью силуэта, великолепно вписанного в окружающий ландшафт и неразрывно с ним связанного.  Дом Пашкова в Москве известные работы Д. В. Ухтомского—триумфальная арка Красные ворота в Москве (1753 — 1757 гг.), колокольня Троице-Сергиевой лавры в Загорске (1741 — 1770 гг.) и ряд других дворцовых и культовых сооружений. В своих проектах Д. В. Ухтомский развивал прогрессивные традиции отечественной архитектуры. Его произведения отличаются национальным своеобразием и художественной целостностью. Д. В. Ухтомский сочетал практическую работу с теоретическим обучением многочисленных учеников. Задолго до открытия Академии художеств им была создана особая школа — «Команда Ухтомского», — в которой обучались русские зодчие. Во второй половине 18 в. барокко и рококо были вытеснены пришедшим с Запада стилем классицизма, под влиянием которого созданы замечательные творения русского искусства — величественные городские и загородные ансамбли, монументальные высокохудожественные светские здания и др. При этом русский классицизм, как и русское барокко, был глубоко отличен по своему идейно-художественному содержанию от этого стиля в других странах. Обладая рядом прогрессивных особенностей, русский классицизм способствовал созданию сугубо национальных, самобытных архитектурных произведений, поставивших русское зодчество на одно из ведущих мест в мире. Основоположниками русского классицизма были выдающиеся зодчие В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, А. Ф. Кокоринов, воздвигнувшие замечательные памятники, в которых гениально сочетались классические принципы античной архитектуры, мировой классики и русского архитектурного наследия.
* Люкарн — окно для освещения чердака, в данном случае подкупольного пространства.