Главная arrow Монолитные перекрытия arrow Русская архитектура


Русская архитектура

Строительство его осуществлялось по заранее разработанному генеральному плану, основанному на принципах регулярной планировки. Сооружение жилых домов в Петербурге велось с обязательным условием выхода их фасадов на улицу, а не в усадьбу, как это делалось раньше. Строго регламентировалась также высота домов. Новым в архитектуре Петербурга было то, что застройка его производилась не только по генеральному плану, но и по «образцовым» (типовым) проектам, в которых различались дома для именитых, зажиточных и др. Одним из первых монументальных сооружений Петербурга был собор Петропавловской крепости (1712—1733 гг.) с огромной колокольней, увенчанной 34-метровым золоченым шпилем, символизировавшим величие новой русской столицы. Характерным в этом соборе было то, что по архитектуре он больше походил на светское здание типа западноевропейских городских ратуш. Сердцем же Петербурга, символом морского могущества России стало  Адмиралтейство с его 72-метровой башней со шпилем, увенчанным кораблем (1704 г. Заново возведено зодчим И. К. Коробовым в 1732 — 1738 гг.40и перестроено затем А. Д. Захаровым). От здания, как лучи, расходятся три крупных проспекта города. Существенным отличием Петербурга от Москвы и других городов России является то, что зодчество в нем носило утилитарный характер. Строительство культовых зданий было ограничено — их возводили лишь в случаях крайней необходимости. Сдержанная и монументальная в петровскую эпоху архитектура в последующие годы под влиянием стиля барокко становится пышной и торжественной. Образцы архитектуры рус-ckoi о барокко представлены дворцовыми зданиями, дворцово-парковыми ансамблями, триумфальными арками, которые носили характер показной парадности, роскоши и должны были демонстрировать богатство и могущество русского дворянства.
Андреевский собор в Киеве
Андреевский собор в Киеве (рис. 31)
 
Крупнейшим мастером русского барокко петербургской школы был зодчий В. В. Растрелли, создавший такие памятники русской архитектуры, как Екатерининский дворец в Царском Селе (1752—1756 гг.), Зимний дворец (1754—1762 гг.) и Смольный монастырь в Петербурге (1748 — 1757 гг.), Андреевский собор в Киеве (1747—1762 гг.) и др. Особенностями внешней архитектуры зданий В. В. Растрелли, как, впрочем, и всего русского дворцового зодчества, являются большая протяженность зданий, ясность и простота их плана, членение на выступающие и западающие объемы, применение ордеров с раскрепованными антаблементами, украшение фасада скульптурами, позолоченным и белым лепным декором на цветном, чаще голубом фоне стены. Для интерьеров зданий характерно наличие парадных зал, просторных вестибюлей, а также богатство отделки.  Типичным сооружением дворцового зодчества этого периода является грандиозный по протяженности (около 500 м) Екатерининский дворец в Царском Селе. Здание его состоит из центральной части и четырех флигелей, связанных между собой в единый корпус промежуточными вставками. Дворец примыкает к большому регулярному парку, застроенному различными увеселительными павильонами. Расположенные анфиладой на втором этаже дворца парадные помещения — огромные залы — имеют большую ширину и двухстороннее освещение, а некоторые устраивались и двусветными, то есть имеют два яруса оконных проемов. Стены и потолки помещений отделаны золоченой резьбой, картушами, вензелями и т. д. Андреевский собор в Киеве (рис. 31) Великолепен по национальному колориту динамичный, парящий над днепровскими кручами на высоте более ста метров над уровнем реки бело-голубой Андреевский собор в Киеве (рис. 31). Это произведение В. В. Растрелли, помимо своих изумительных художественных качеств, имеет большое градостроительное значение благодаря исключительно удачной постановке на местности. Откуда ни посмотришь на храм — с близкого ли расстояния, находясь у подножья горы, вдалеке от нее,— отовсюду он поражает удивительной стройностью силуэта, великолепно вписанного в окружающий ландшафт и неразрывно с ним связанного.  Дом Пашкова в Москве известные работы Д. В. Ухтомского—триумфальная арка Красные ворота в Москве (1753 — 1757 гг.), колокольня Троице-Сергиевой лавры в Загорске (1741 — 1770 гг.) и ряд других дворцовых и культовых сооружений. В своих проектах Д. В. Ухтомский развивал прогрессивные традиции отечественной архитектуры. Его произведения отличаются национальным своеобразием и художественной целостностью. Д. В. Ухтомский сочетал практическую работу с теоретическим обучением многочисленных учеников. Задолго до открытия Академии художеств им была создана особая школа — «Команда Ухтомского», — в которой обучались русские зодчие. Во второй половине 18 в. барокко и рококо были вытеснены пришедшим с Запада стилем классицизма, под влиянием которого созданы замечательные творения русского искусства — величественные городские и загородные ансамбли, монументальные высокохудожественные светские здания и др. При этом русский классицизм, как и русское барокко, был глубоко отличен по своему идейно-художественному содержанию от этого стиля в других странах. Обладая рядом прогрессивных особенностей, русский классицизм способствовал созданию сугубо национальных, самобытных архитектурных произведений, поставивших русское зодчество на одно из ведущих мест в мире. Основоположниками русского классицизма были выдающиеся зодчие В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, А. Ф. Кокоринов, воздвигнувшие замечательные памятники, в которых гениально сочетались классические принципы античной архитектуры, мировой классики и русского архитектурного наследия.
* Люкарн — окно для освещения чердака, в данном случае подкупольного пространства.