Главная


Русская архитектура

Большой театр был одним из значительных театральных сооружений не только в России, но и в Европе. Его мощный с 15-метровыми колоннами портик на фоне простой внешней архитектуры обладал особой выразительностью и придавал зданию монументальность. Зал театра имел огромную для того времени вместимость (2900 мест) и прекрасную акустику. Существующее ныне здание Большого театра было перестроено в 1856 г. после пожара с рядом изменений и несколько утратило свои первоначальные художественные качества. Развитие капитализма в России и усиление реакции привели к хаотической застройке городов, смешению архитектурных форм, эклектизму, к общему упадку русской архитектуры во второй половине 19 и начале 20 вв. Особенно этот упадок чувствовался в градостроительстве. Стремление застройщиков к наживе вызвало чрезмерное уплотнение городов или отдельных их участков, размещение жилых кварталов рядом с промышленными объектами, что привело к еще большему контрасту между центральными районами богачей и рабочими окраинами. Однако отдельные русские мастера (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. И. Таманян и др.) в этих условиях пытались отстаивать замечательные традиции отечественного зодчества, занимались поисками новых архитектурных решений. Рост промышленности вызвал появление новых типов производствен ных, торговых, банковых, транспортных и других сооружений, инженерные решения которых свидетельствовали о значительных достижениях в области строительной техники. Большие успехи были достигнуты в мостостроении, где работали талантливые инженеры Н. А. Белелюбский, Л. Д. Проскуряков и др., а также в области железобетонных конструкций, над проблемами которых плодотворно трудились А. Ф. Лолейт, Б. Г. Галеркин.